Греческое слово "Пасха" означает "избавление". Еще около
пяти тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела
скота, а позднее Пасху связали с уходом евреев из Египта. Христиане вложили в
этот день совсем иной смысл, отмечая его в связи с воскресением Христа. С тех
пор для христиан это большой праздник.
У наших предков, славян,
четверг назывался чистым не только из-за духовного очищения, в этот день
принято было до восхода солнца купаться в проруби, париться в бане, мыть,
чистить и даже белить свои дома. Принято было также сжигать в доме и в хлеву
можжевеловые ветки: считалось, что дым очищает жилище от болезней, защищает от
напастей людей и скот.
Долгое время в Украине,
принявшей христианство, оставались еще языческие ритуалы, поверья. Даже первые
православные храмы имели в деталях украшений элементы языческого культа. И в
культуре древних славян тоже существовали сходные по времени весенние
праздники, во время которых люди радовались пробуждению природы, окончанию
долгой и холодной зимы.
Церковь не отрицала этих
языческих элементов пасхальных празднеств. С тех пор в чистый четверг пекли
куличи, медовые пряники в виде зайчат, жаворонков, барашков и петушков. Часто
пряники красили цветной сахарной глазурью, из-за чего они были похожи на
блестящие игрушки и служили пасхальными подарками для детворы. Пасхальные
подарки принято было хранить целый год, считалось, что они приносят счастье.
На пасхальный стол обязательно
ставилась и "пасха" - творожная, сладкая форма с выдавленными по
бокам эмблемами "ХВ" - Христос Воскрес, ее еще называли сырной
пасхой, чтобы отличить от кулича, который на юге тоже называют
"пасхой". Творожную или "сырную пасху" украшают цукатами,
конфетами и изюмом.
Но одним их основных атрибутов
пасхального стола являются крашеные яйца. По преданию их появление связано с
именем Марии Магдалины. Чтобы пробудить милосердие у властных особ и интерес к
учению Христа, она поднесла императору Тиберию окрашенное в красный цвет яйцо
со словами: "Христос воскрес!" Красный цвет яйца напоминал о пролитой
на кресте крови Спасителя.
В языческой культуре яйцу тоже
придавался особый смысл. Оно было древнейшим символом воскрешения из мертвых: в
нем, неподвижном и гладком, как мертвый камень, билась жизнь, и скрыто было
удивительное чудо еще не родившегося существа.
Перед наступлением пасхальных
праздников дом тщательно готовили, украшали. Был такой старинный обычай, не
только в нашей стране, но и во многих странах Европы: ранней весной, когда
природа еще спала, в ящике с землей проращивали семена, чаще всего овес. Под солнечным
теплом поднимались первые в году зеленые ростки, похожие на проросшую травку,
на которую и клали крашеные яйца, ставили цветные деревянные и фарфоровые
фигурки зверей и птиц. Получался своеобразный маленький садик, который радовал
зеленью и яркими красками раскрашенных яиц и фигурок.
На столы стелили праздничные
скатерти с вышитыми весенними цветами, ставили букеты из подснежников и веточек
вербы, украшали бумажными, яркими бабочками, деревянными птичками и фигурками
зверей.
В центр стола на блюдо,
покрытой зелеными листьями специально выращенного салата, который
символизировал весеннюю зелень, укладывались раскрашенные яйца -
"писанки". Они покрывались затейливыми символическими узорами,
рисовались на них даже пейзажи и жанровые сценки.
В праздничные дни повсюду были
народные гулянья, маскарады и карнавалы. Люди ходили в гости друг к другу и
обязательно несли с собой куличи, пряники и крашеные яйца. Обычай пасхальных
подарков издавна прижился в нашей культуре и стал ее неотъемлемой частью. В
дореволюционной России существовала художественная традиция изготовления не
только сахарных и шоколадных, деревянных и стеклянных яиц, но золотых и
серебряных, украшенных драгоценным камнями. Знаменитые ювелирные дома
занимались их изготовлением. Такими были, например пасхальные яйца Фаберже,
которые ценятся не только за драгоценные металлы и камни, использованные при их
изготовлении, но, прежде всего, за безупречный художественный вкус, мастерство
и изящество исполнения. И сейчас, бережно храня традиции наших предков, мы
устраиваем дома в эти весенние дни праздничный стол, ждем гостей, а в
"чистый четверг" красим яйца, чистим и украшаем свой дом. Для
украшения используются живые весенние цветы, разнообразные веночки и гирлянды
из цветов и веток, фарфоровые фигурки-колокольчики, которые тоже символизируют
пасхальные праздники, ведь именно в пасху разрешалось всем желающим мужчинам
звонить в колокола, а над городами и селами плыл переливчатый и нескончаемый
пасхальный колокольный звон.
Стол для пасхального обеда
обычно застилается нарядной скатертью с цветочным рисунком или вышитыми нежными
весенними цветами.
На столе, комоде или на полке
можно устроить пасхальную композицию из букетиков живых цветов, бумажных, ярких
бабочек нанизанных на деревянные палочки и фарфоровых фигурок. А можно украсить
праздничный стол веночками из цветов и веток, бантами из ткани и пасхальными
свечами. Яйца пасхальные - яйцо пасхальное как символ плодородия, вечной жизни,
начала и даже как символ мироустройства встречается у разных народов.
Некрашеное яйцо присутствовало еще в пасхальном обряде иудеев. Легенда гласит,
что первое крашеное в красный цвет яйцо преподнесла римскому императору Тиберию
Мария Магдалина со словами: «Христос Воскрес». С тех пор крашенные яйца,
освященные в Храме, неизменный знак Пасхи: они украшают пасхальный стол, их
дарят друг другу, обмениваясь радостным сообщением.
Издавна существовало множество способов окрашивания и росписи
пасхальных яиц - крашенок и писанок, множество с символическим значением: крестами,
солярными знаками и т. д. Не только в каждой стране, но даже в разных областях
страны имелись свои собственные символические узоры для росписи. Писались и
буквы «ХВ», и изречения из Библии.
Для подарков изготовлялись яйца разного размера из шоколада,
папье-маше, дерева, фарфора, стекла и даже драгоценных металлов и камней.
Пасхальные яйца для подарка создавал знаменитый российский ювелир Фаберже.
Считают, что именно он одним из первых начал делать открывающиеся яйца с
сюрпризом. Каждый год фирма Фаберже преподносила императорской семье
драгоценное яйцо к Пасхе, и всегда это было настоящее произведение искусств.
Цветочное украшение храма. Пасха - наиболее значимый праздник для
христиан из всего годового круга богослужений. Однако цветочное украшение
появляется за неделю до Пасхи, когда вспоминается Вход Господень в Иерусалим,
получивший название Вербного Воскресенья. Композиции с живыми цветами и вербой
ставятся в храме перед вечерним служением в субботу.
Цветочное украшение в храме должно подчиняться определенным
требованиям: - соответствовать цвету облачений священнослужителей; - сочетаться
с внутренним убранством храма, его декором; - материал подбирается достаточно
устойчивый.
Основное же цветочное украшение
делается в Храме в Страстную Пятницу, когда днем посреди храма помещается
Плащаница для поклонения верующих. На саму Плащаницу обычно плетется гирлянда
из белых цветов. Как правило, это белая гвоздика (33 цветка - по числу лет
земной жизни Спасителя), но могут быть кустовые хризантемы, гипсофила.
Вокруг Плащаницы также ставятся композиции из живых цветов. Они могут
быть самыми разными - из срезанных цветов в корзинах, на подсвечниках или
высоких стойках (на оазисе), просто цветущие горшечные гортензии в корзинах.
Вокруг Плащаницы Спасителя обычно ставят композиции из белых цветов,
как символ чистоты и божественной природы Спасителя, но по желанию настоятеля
храма можно ввести цветы розового и красного цвета.
Заяц пасхальный - один из
обязательных атрибутов Пасхи и пасхальной флористики почти во всех странах
Западной Европы, особенно в католических и евангелистских. Заяц, (а иногда и
кролик), славящийся своей плодовитостью, появился в пасхальных букетах,
композициях, венках, витринах, оформлениях и подарках как символ плодородия.
Его присутствие обещает благополучие, хороший урожай и успех в делах.
Сушествует и другое объяснение. Быстрее других бегающий заяц может первым
принести людям радостную весть и именно как вестник он и появился в пасхальной
атрибутике. Эту версию подтверждает и древняя легенда о том, как Луна, пожалев
мать, потерявшую сына, послала быстроного зайца с радостной вестью, что сын
воскреснет. Заяц прибежал очень быстро, но по дороге забыл сказанное ему, за
что навсегда остался с рассеченной губой.
Пасхальной горкой называли также
специально сколоченные из досок покатые, иногда похожие на неглубокие желоба
«горки». Форма горы появилась в пасхальных традициях не случайно. Почти у
каждого народа есть священные горы (иногда - это обиталище богов), которые
история, легенды и мифы связывали с самыми важными событиями: Олимп, Фавор,
Синай, Фудзияма ит. д. И пасхальная горка, и прорастающая из семян зелень -
символы близости к Богу, Воскресения, Возрождения и Надежды (зеленый цвет).
Дерево пасхальное - украшение, имитирующее дерево - как стоящее в Раю
Древо Жизни, Древо Познания, Добра и Зла. Оно может быть любого размера - от
маленьких подарочных, настольных композиций до больших интерьерных объектов.
Работы выполняют в любом флористическом стиле и из любого материала, они могут
напоминать настоящие деревья или быть стилизованными. В некоторых странах
Европы («пасхальное дерево» - иногда это просто высокий шест с поперечными
планками наверху, который украшен венками,лентами, цветами - ставят во дворах,
на улицах и несут на пасхальных процессиях и гуляньях. В СНГ до ХVII века в
шествии патриарха на осляти везли на санях пасхальное дерево, украшенное
искусственными цветами и плодами, его называли «царской вербой».
Горка пасхальная - специально к Пасхе выращенная зелень из семян злаков,
чаще всего - овса, или других быстропрорастающих семян, например, кресс-салата.
Семена густо «намазывались, на мокрую ткань, которая покрывала основу в виде
горки (пирамиды или конуса) и часто поливали. Выросшую, как будто покрытую
весенней травой горку ставили на тарелке, подставке или корзине на пасхальный
стол и обкладывали крашеными яйцами. В. Катаев в книге «Разбитая жизнь, или
Волшебный рог Оберона,) так описывает пасхальную горку своего детства: «На
кухне зеленела горка, приготовленная для пасхального стола, - пирамидка из
щепочек, обтянутая сукном; на это сукно намазывали, как икру, липкие семена
кресс-салата, поливали три раза в день, и они вдруг начинали произрастать,
выпуская из себя сначала бесцветные червячки первых ростков;